<< Статьи | Сканы >>


"Господь Всемогущий"
[Total FILM] - (Russia)
июнь 2005

"Троя", "Король Артур", "Александр"… Сейчас одновременно хорошее и плохое время для пеплума. Но режиссер Ридли Скотт пять лет назад поднял очередную волну особого внимания к жанру мечей и сандалий собственным "Гладиатором", значит, ему ее гнать и дальше. И откроется перед нами "Царство небесное"…

Иерусалим, 1185 год н.э. Государством правит король Болдуин IV, или "Болдуин Прокаженный", который уже с большим трудом балансирует между интересами трех религиозных течений, считающих Иерусалим своей столицей. Пока мусульмане, христиане и иудеи подтачивают город изнутри, за его стенами бушует египетский султан Саладдин, искусный тактик, талантливый политик, аскет, глубоко религиозный человек. Сотни тысяч людей будут вовлечены в этот конфликт, а среди них молодой французский кузнец по имени Балиан из Ибелина. Судьба и режиссерский умысел поставят его между стенами Священной столицы и ордами сарацинов. Рыцарь - его второе имя, Отвага - фамилия, а отчество мы лучше оставим в покое. Хотя нет: Леголасович, как это ни грустно звучит.

Режиссер Ридли Скотт не терпит сравнений, это мы знаем хорошо. "Гладиатор"? - повышает голос он. - "Гладиатор"? Мой новый фильм много больше, я занял около полутора тысяч статистов только в одной батальной сцене... А ведь мы построили 18-метровые осадные катапульты, способные метать 30-килограммовые куски гранита на расстояние в 50 метров! Наши осадные башни весили 17 тонн каждая, и толкать их, знаете ли, приходилось вручную! Компьютерная графика может совершить много чудес, но ничто никогда не заменит на экране старую добрую реальность.

67-летний режиссер одержим идеей аутентичности. В каждом следующем кадре он вываливает щедрую часть 130-миллионного бюджета, оправдывая каждый цент.

"Два десятка лет назад я написал сценарий фильма под рабочим названием "Рыцарь", но по тем временам овчинка выделки явно не стоила. И я решил не портить идею плохим исполнением. Тем не менее, время от времени я возвращался к мыслям о "Рыцаре" и обдумывал: как, когда и зачем этот герой мог бы появиться перед зрителем".

Ответ на все вопросы явился в лице Уильяма Монахана, бывшего журнального редактора, а ныне сценариста и увлеченного историей человека: особое место в сердце Уильяма всегда занимали крестовые походы. Монахан привлек внимание режиссера, оказавшись автором сценария фильма под названием "Триполи", биографической ленты об американском дипломате XIX века Уильяме Итоне, который прославился походом через всю Северную Африку в попытке усмирить прибрежные пиратские государства. Скотт даже хотел воплотить сценарий в целлулоид: "Мне понравилась атмосфера, нарратив и диалоги, съемки должны были стартовать два года назад с Расселом Кроу в главной роли, но что-то пошло не так..." Мы точно знаем что. Студии Fox не понравились растущие расходы на фильм, и проект был благополучно положен на полку. Говорят, сейчас его собираются реанимировать с Жан-Жаком Анно в режиссерском кресле и Кеану Ривзом в роли Рассела Кроу. Хотя затея не выгорела, Ридли Скотт теперь хорошо знал и симпатизировал Уильяму Монахану, и не замедлил к нему обратиться, как только покончил со съемками "Падения "Черного ястреба".

"Рыцари - это обязательно крестовый поход, - заявил Скотту сценарист. - Интересное время, большие дела - здесь можно найти абсолютно любую историю". Поиски сюжета сузились, но ненамного. Девять Крестовых походов следовали один за другим на протяжении трех веков. Зато сценарист объявился в офисе Скотта с печатью уверенности на лице: "Лучший временной период для нашего проекта - хрупкое перемирие между крестоносцами и сарацинами в районе 1187 года н.э. Болдуин ГУ и Саладдин на пике могущества, Иерусалимское королевство на грани краха. Идеальное время для героев, злодеев и эпических повествований.

Подождите, подождите! Разве король Болдуин IV не скончался в 1185 году?

"Так оно и было, - признает Ридли Скотт. - Болдуин действительно умер за два года до падения Иерусалима, но в нашей истории он еще жив. Поймите, чтобы создать интересный дискурс на экране, создателю исторического кинофильма время от времени приходится чуть подтасовывать факты, даты и лица".

Фильм о религиозном конфликте христиан и мусульман имеет особое значение в свете политической ситуации в современном мире", - сообщает нам актер Джереми Айронс, попыхивая сигарой. В "Царстве небесном" он сыграл Тиберия, иерусалимского наместника, роль сравнительно небольшую для актера его калибра. Почему? "Я позвонил Ридли и заявил, что сыграю любую, то есть абсолютно любую роль в этом фильме. Так оно и получилось: я присутствую на экране совсем недолго, но - поверьте! - удовольствие от участия в "Царстве небесном" покрывает любой урон, нанесенный моему актерскому эго. Мне хорошо известна манера работы Ридли Скотта, его способность делать зрелищное кино умом и сердцем... Ничего иного я от "Царства" и не ожидал".

Скандальная история со съемками "Страстей Христовых" была готова повториться: сначала католическая церковь Испании отклонила просьбы Скотта о съемке одного из эпизодов в одном из главных соборов Кордобы. Затем последовали угрозы от исламских фундаменталистов...

"Чушь собачья! - гремит Скотт. - Каждый чертов день я работал с тысячей мусульман и начинал съемки после тысячи рукопожатий! Когда я, наконец, добирался до режиссерского кресла, то был уже измотан церемонией приветствия. Да, чтобы снять фильм о войне между христианами и мусульманами, необходима определенная гражданская смелость. Особенно если это конфликт, положивший начало многовековому столкновению, которое продолжается и по сей день. "Царство небесное" иллюстрирует дилемму: как понять, необходимо ли твое вмешательство в чужие дела или лучше остаться в стороне?"

Орландо Блум не находит "Царство небесное" религиозным фильмом: "Безусловно, сложности и метания того времени мы отражаем. Но столкновение вероисповеданий? Не думаю..." Герой встречает нас в холле отеля в Беверли Хиллз. Блум настроен доверительно. "Этот фильм стал для меня своего рода маленьким Крестовым походом... В первый раз мне доверили ведущую роль в блокбастере такого масштаба, причем роль серьезную, взрослую. Я постарался вложить в "Царство" все, что умею и знаю, а в ответ получил совершенно бесценный опыт".

Скотт уже работал с Орландо Блумом в "Падении "Черного ястреба", и сомнений в том, кого выбрать на роль протагониста, у режиссера практически не было: "Как только студия согласилась дать зеленый свет "рыцарскому" проекту, я уже знал, кого пригласить на главную роль".

Дорога к славе для французского кузнеца начинается с личной трагедии: Балиан теряет жену и ребенка, но, сам того не зная, находит отца. По сценарию, он оказывается незаконнорожденным сыном могущественного барона Годфри из Ибелина (Лайам Нисон). Происходящие вокруг него события заставляют Балиана меняться, взрослеть - из невольного свидетеля он превращается в рыцаря героических пропорций. "Балиан ищет ответов на многие вопросы и прощения, - комментирует Блум. - Ему откроется многое: таинства Церкви, политические открытия, военная мудрость. Он начинает свой путь юношей, а завершает настоящим мужчиной".

Сходные метаморфозы неизбежно преследуют и самого Блума. Его стремительное восхождение к мировой славе в образе эльфа во "Властелине колец" Питера Джексона не оставило времени на возмужание для выпускника школы драматических искусств. Популярность и участие в самых значительных коммерческих кинопроектах современности ("Пираты Карибского моря", "Троя") поднимают молодого человека все выше и выше в актерском рейтинге Голливуда. А как обстоят дела с самооценкой? "Я стараюсь выкладываться в каждой роли, день за днем, каждый день. Снимаясь в "Царстве небесном", однако, я отдаю себе отчет, чей это проект и кому я обязан привилегией участвовать в нем. Ридли Скотт неподражаем - мастер, маэстро, художник.

Мы возвели Иерусалим посреди пустыни, в царстве песка и ветра. Крепостные стены длиной в 300 и высотой в 15 метров - все аутентично, можно потрогать руками. Мы воссоздали врата Давида и дорогу к ним, одну из главных транспортных магистралей в то время. Врата отвечают историческим описаниям и построены со всеми мыслимыми военными деталями и инфраструктурой. Конечно, не обошлось и без компьютерной графики, но она всегда на втором плане и настолько хороша, что вы не отличите модель от реально существующего объекта, пока я не укажу на нее пальцем..." Ридли Скотт снимал в Марокко и "Падение "Черного ястреба", и "Гладиатор". Он с удовольствием вернулся в страну с новым историческим проектом. "Я обожаю Марокко. Дайте мне повод, и я вновь окажусь здесь!" И никаких проблем? Ну почему же: "Слишком сильный ветер. Он поднимает в воздух тонны пыли, которая ни на секунду не оседает на землю. С операторской точки зрения, это зрелищно, но мне по нутру более спокойные погодные условия.

"Мы были у черта на рогах! - восторгается Ева Грин, роскошная брюнетка 24 лет. Скотт выбрал француженку на роль сестры короля Болдуина, принцессы Сибиллы. - Я как будто оказалась в ином измерении: вокруг были только лошади и верблюды, рыцари и бедуины, а над всем этим безобразием барражировали вертолеты с кинокамерами" Кандидатуру Евы утвердили за неделю до начала съемок после пяти утомительных кинопроб. Однако ей не привыкать: после "Мечтателей" Бернар-до Бертолуччи она способна справиться с испытанием любой степени сложности. Кстати, опыт в съемках откровенных сцен неожиданно пригодился актрисе там, где она того меньше всего ожидала: "Ридли оказался невероятно осторожен - буквально робок! - на съемках любовной сцены с участием Орландо Блума. Он ужасно смутился и начал бормотать: "Боже, я же не могу попросить эту милую девочку показать сосок. Что же мне делать? Что делать?!" Мне пришлось напомнить Скотту о своей роли в "Мечтателях".

"Надо ли говорить, что я доволен работой Евы? - отзывается Ридли Скотт. - Ей пришлось немало потрудиться над английским произношением, у нее было мало времени, но Ева справилась. Думаю, я не смог бы найти никого лучше, моя Сибилла была идеальна!" Высокая похвала из уст заслуженного мэтра. Ева Грин смущается: "Ридли слишком добр, и он настоящий джентльмен. Всегда внимателен, терпелив и позитивен".

Судьба "Царства небесного" может стать обвинительным или оправдательным приговором для всего жанра: пеплум либо останется актуальным, либо вновь сгинет на неопределенное время. Ни один из маститых режиссеров пока не оправдал доверия студий и массового зрителя. "Троя" получилась скомканной и местечковой, "Король Артур" - максимум детский лепет, а гейская прохиндиада "Александра" и вовсе безнадежна. Слово за мастером эпического нарратива.

Может ли сам Ридли Скотт объяснить рецепт изготовления фирменного экранного пирога, в чем он неизменно преуспевает еще с далекого "Чужого"? "А в чем отличие между хорошей фантастикой и никуда не годной? - пожимает плечами режиссер. - Секрета нет. Все дело в наличии вкуса и интеллекта, способности совершать правильный выбор и умении выполнять свою работу. Знаете, я действительно хорош, когда дело доходит до драки. И вот что интересно: любой трюк, любая массовка проходит гладко, без единой капли актерской крови. Самое ужасное происшествие на площадке "Царства небесного" приключилось с каскадером, который умудрился вывалиться из седла и расквасить собственное седалище... Несчастный ублюдок!"

текст: Нил Смит

Hosted by uCoz